Конкурс 09 июня 12:32

Эммануил Баграмян - Заместитель руководителя Центра развития образования Российской академии образования, кандидат педагогических наук, Почетный работник общего образования.

Конкурс «Лучший учитель» от Комус – это не только соревнование, но и возможность заявить о себе, получить признание и обменяться опытом с коллегами. Сегодня мы беседуем с человеком, который изнутри знает, как непросто быть педагогом, и каким критериям должен соответствовать современный учитель. Встречайте – Эммануил Баграмян, заместитель руководителя Центра развития образования Российской академии образования, кандидат педагогических наук, почетный работник общего образования и член жюри конкурса «Лучший учитель».

Какие главные тенденции Вы отметили в этом сезоне среди работ участников конкурса «Лучший учитель»?

С каждым годом растет не только количество участников конкурса, но и качество представляемых на конкурс проектов - и в части того, что представляется и как представляется. В этом году была введена новая номинация для директоров - «Передовое оснащение учебного кабинета». И в отличие от остальных учительских номинаций, здесь авторам было предложено дополнительно к презентации проекта представить его текстовое описание, в котором необходимо было отразить актуальность и новизну проекта для развития образовательной организации, ее предметно-пространственной среды, а также роль педагогического коллектива в создании проекта.

Кроме того, я отмечаю возрастающую мотивацию участников проекта к достижению успеха в конкурсе. Это стимулирует дальнейший профессиональный рост, способствует личностному развитию педагогов и повышает престиж самой образовательной организации.

Какие инновационные решения в оснащении кабинетов Вас особенно впечатлили в этом году?

Само по себе современное оборудование сегодня уже мало удивляет специалистов. Благодаря Национальным проектам многие образовательные организации по всей России, от школ до вузов, получили доступ к современному оснащению. Но то, как это оборудование встраивается в образовательную деятельность действительно является важным. Отмечу, что в проектах призеров и победителей конкурса представлены целостные системные решения по формированию развивающей образовательной среды, способствующей не только достижению заявленных результатов обучения, но и профессиональному росту педагогов и воспитателей.

Какие качества, помимо профессионализма, особенно важны для победителя конкурса?

Участники представили не только само оснащение образовательной организации, но и показали большую работу, которую проделали под их руководством педагогические коллективы по созданию современной образовательной среды.

Как Вы оцениваете роль современного оборудования в повышении качества образования? Может ли технологичное оснащение заменить традиционные методы преподавания?

Современное оборудование, несомненно, играет важную роль в оснащении образовательной деятельности в нескольких основных аспектах:

  • обновление и расширение палитры традиционных средств обучения за счет новой элементной и инструментальной базы;
  • внедрение цифровых образовательных ресурсов;
  • расширение возможностей учителей и обучающихся в освоении учебного содержания обязательных и дополнительных предметов и модулей в рамках основной образовательной программы за счет таких компонентов как интерактивность, виртуальная и дополненная реальность.

Современное технологичное оборудование и соответствующее программное обеспечение дополняют используемые средства и методы обучения и воспитания, ни в коей мере не заменяя традиционные. При этом отмечу, что в части традиционных подходов к обучению, в российской системе образования накоплен значительный опыт и создана серьезная методическая база, чего нельзя сказать о нововведениях. Научно-педагогической общественности предстоит большая работа по анализу, обобщению, экспертной оценке тех процессов, которые сегодня реализуются в системе образования на всех его уровнях и созданию современной методической базы.

Как жюри определяет, что оснащение действительно работает на эффективность обучения, а не просто выглядит «модно»?

Члены жюри – это высококвалифицированные, имеющие большой опыт и преподавательской и управленческой деятельности в сфере образования специалисты, которые сами прошли все этапы профессионального становления. Поэтому в ходе коллективной экспертной работы мы совместно с организаторами конкурса доработали ряд критериев и показателей, в соответствии с которыми и осуществлялась оценка представленных проектов. В то же время, основной акцент в работе жюри был сделан на качественную экспертную позицию каждого претендента, многие аспекты представленных работ обсуждались коллективно, прежде чем были определены соответствующие баллы по тому или иному критерию, показателю.

Сталкивались ли Вы с примерами, когда простое, но грамотно подобранное оборудование давало больший эффект, чем дорогостоящие технологии?

Такая ситуация характеризуется не только отдельными примерами, но и достаточно массовой практикой. Не даром, от старшего поколения учителей можно зачастую услышать фразу: «Мне достаточно обычной доски и мела!». И дело здесь не только в том, что срабатывает накопленная годами привычка и страх нового. Как уже отмечалось выше, инновации в образовании требуют серьезного методического обеспечения, а его как системного продукта сегодня нет.

Кроме того, прежде чем оценивать что-либо на предмет эффективности, необходимо разработать научно-обоснованные требования к эффективности, зачастую, определить саму эффективность: в чем она заключается в конкретном контексте. Как математик, скажу: самое эффективное решение сложной задачи – это «угаданный» ответ, основанный на большом опыте. В математике есть примеры, когда великие ученые предсказывали решение сложнейших уравнений, а потом уже разрабатывали теорию! Возвращаясь к дорогостоящему оборудованию, отмечу, что при реализации отдельных профильных направленностей обучения в школе, а также при подготовке специалистов, без такого оборудования не обойтись. Это касается, например, оснащения медицинских классов, инженерных классов, психологических служб, подразделений, работающих с детьми с ОВЗ, иных учебных подразделений. Для этих направлений современное оснащение – необходимость.

Наши партнеры